Масштабное озеленение, расширенные тротуары и новые пешеходные переходы
Уже в этом году на участке от Старого Арбата до Долгоруковской улицы проведут масштабное озеленение и сократят количество парковок, разобьют 100 скверов, организуют новое освещение проезжей части и пешеходной зоны, расширят тротуары и создадут новые наземные пешеходные переходы, а прилегающие скверы, площади и дворы реконструируют по «индивидуальным архитектурным и ландшафтным решениям».
Восстановление садов на Садовом
Ключевая идея проекта — «восстановление садов на Садовом», хотя ровные ряды деревьев, которые должны появиться вдоль проезжей части на всем протяжении улицы, скорее напоминают аллеи, чем сады. Над решениями для Садового кольца и прилегающих территорий, подготовленным КБ «Стрелка», работало 17 российских и зарубежных архитектурных бюро. А значит, выходящие на кольцо скверы, площади и дворы будут оформлены разнообразно, по индивидуальным, а не шаблонным архитектурным и ландшафтным проектам. Детали реализации предложенных решений будут определяться голосованием на портале «Активный гражданин».
Предыстория и концепция
То пространство, на котором находится Садовое кольцо, развивалось вместе с городом, и на протяжении всего своего существования несколько раз меняло свои функции. Кольцо садов и бульваров появилось здесь после пожара 1812 года на месте окруженного рвом земляного вала с пятиметровой стеной из дубовых бревен, созданного по приказу Бориса Годунова после разорительного набега на Москву крымского хана в 1591 году. По утвержденному в 1816-м году проекту, реализованному к 1830-му, остатки вала снесли, обмелевший и осыпавшийся ров засыпали, а на их месте была отстроена кольцевая улица шириной 60 метров, 25 из которых отводились под мощённую булыжником проезжую часть и тротуары. На остальном пространстве домовладельцы обязаны были устроить сады и палисадники «из насаждений по своему вкусу». В 1930-х годах Садовое кольцо в соответствии с планом Кагановича было заасфальтировано и приобрело современный вид, став крупной магистральной улицей Москвы. Именно тогда для расширения проезжей части была снесена вся линия садов. В дальнейшем в советские годы Садовое кольцо развивалось, как крупная городская транспортная магистраль, агрессивная автомобильная среда в центре города, рассчитанная в первую очередь на автомобилистов, и мало приспособленная для пешеходных прогулок. Следуя за современным мировым трендом перестраивать исторический центр с учетом приоритета интересов пешеходов, проект благоустройства Садового кольца нацелен на то, чтобы превратить его в полноценную улицу современного мегаполиса: с эффективной транспортной системой для автомобилистов, а так же удобными и безопасными общественными пространствами для пешеходов.
1812
1816
1930
1940 год. Движение транспорта на Садовом кольце. Москва, 1940 год. Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
Транспортная схема
Проект благоустройства Салдового кольца создавался на основании транспортной схемы, разработанной департаментом транспорта правительства Москвы, который предполагает сделать стандартной ширину проезжей части, ликвидировав существующие излишне широкие места и сужения — «бутылочные горлышки». Будет создана сеть «дублеров» с пониженной скоростью движения для безопасного въезда во дворы и прилегающие улицы, появятся новые парковочные места и буферные зоны, отделяющие пешеходов от проезжей части. Разметка тротуара отделит велодорожки от пешеходной зоны, а новые автобусные остановки c электронным расписанием, билетными автоматами и бесплатным Wi-Fi защитят от автомобилей дополнительным ограждением.
Троллейбусы
Существующий сегодня кольцевой маршрут троллейбуса «Б» заменил в 1937 году одноименный трамвайный маршрут, проложенный еще в 1870-х годах. Кстати, до 1912 года трамваи здесь ходили на конной тяге. Судя по последним сообщениям пресс-службы городского департамента транспорта, контактную сеть, возможно, снимут на время реконструкции на отдельных участках в связи с ремонтными работами, которые проводит департамент капитального ремонта. Однако позже демонтированные участки сети будут восстановлены. По словам представителя пресс-службы Дептранса: «Реконструкция Садового кольца в Москве предполагает нормализацию ширины проезжей части и сохранение троллейбусных маршрутов».
На Тверскую возвращаются липовые аллеи, которые вырубили здесь в 1990-х годах. Всего будет высажено 86 деревьев. Двойной бордюрный камень высотой 30 сантиметров защитит их корневую систему от реагентов и загрязнения.
3000 деревьев
Реконструкция проезжей части Садового кольца позволит расширить пешеходные зоны и провести озеленение вдоль магистрали. Согласно новому проекту, на Садовом кольце будет высажено более 3000 деревьев девяти различных видов. Масштабное озеленение позволит отделить пешеходов от автомобилей, снизить уровень шума и улучшить экологическое состояние всей магистрали.
«Концепция предлагает разумное возвращение зелёных насаждений в качестве главного символа и основного инструмента создания новой среды на одной из самых важных транспортных артерий столицы, это решение в определенном смысле является восстановлением исторической̆ справедливости. Сады, уничтоженные в бурные времена ради торжества стремительного, но не всегда осмысленного движения, должны появиться вновь и, вкупе с новым пониманием кольцевого дорожного трафика, сформировать доступное и удобное для человека общественное пространство, не устраняя при этом важную исходную транспортную функцию.»
Григорий Бойко
заведующий сектором дендрологии Ботанического сада Биологического факультета МГУ
Скверы, площади, дворы
Благодаря тому, что над проектом благоустройства работало 17 известных архитектурных и ландшафтных бюро не только из России, но и со всего мира, прилегающие к Садовому кольцу скверы, площади и дворы будут оформлены разнообразно. Это значит, не стоит опасаться того, что крупная городская программа, тиражируя шаблонные решения, лишит часть города своей индивидуальности. Наоборот, площадям и прилегающим территориям придадут индивидуальный характер, отдельно разработав оформление каждого из таких пространств. Проект, в частности, предусматривает реконструкцию освещения. Светильники проезжей части будут заменены на энергоэффективные, а на пешеходных зонах установят современные фонари с рассеянным светом. Новое освещение, а так же зоны отдыха со скамьями и урнами, организованные у крупных магазинов, кафе и кинотеатров, должны превратить пространство вокруг магистральной улицы в городскую среду, комфортную для пешеходов. Завершить работы по благоустройству всего Садового кольца городские власти планируют в 2018-м, а в этом году реконструкция пройдёт на Новинском бульваре и улицах: Садово-Кудринская, Большая Садовая и Садовая-Триумфальная.
Смоленская площадь