Сотня лип, старинные фонари и парковочные карманы
Этим летом на главную улицу Москвы вернут деревья, установят фонари, воссозданные по образцам 30-х годов прошлого века, и организуют парковочные карманы для автомобилистов. Реконструкцией первой очереди — от начала Тверской улицы до Пушкинской площади — уже занимается архитектурное бюро West 8, известное своими проектами в Роттердаме, Нью-Йорке и Торонто. В этом году власти Москвы проведут международный открытый архитектурный конкурс на разработку концепции благоустройства второй очереди Тверской улицы — от Пушкинской площади до площади Тверской заставы, включая также 1-ю Тверскую-Ямскую улицу. Победитель будет определен до конца года. И уже в следующем году будут проводиться работы по реконструкции второй очереди Тверской.
1914 год. Дореволюционная Москва. Тверская улица. Справа — церковь Дмитрия Салужного (не сохранилась). Фото: РИА Новости
В чем суть концепции
Тверская улица — важный транспортный и культурный объект Москвы. Это, вне всяких сомнений, главная улица города. Здесь расположено несколько важных административных зданий, множество театров, исторических объектов, переулков и скверов. Разработчики концепции собираются вернуть на Тверскую то хорошее, что на ней когда-то было. Это, во-первых, деревья, во-вторых, освещение — исторические фонари. Деревья — это липы, целая аллея из 105 деревьев. От воздействия реагентов и грязи с проезжей части липы защитит двойной бордюр общей высотой 40 сантиметров. Деревья на Тверской сажали ещё в 1947 году в рамках генплана Москвы от 1935 года. В 1990-е их вырубили, нарушив, по словам архитекторов, композиционную завершенность улицы. Существующие кадки с деревьями сохранятся, однако их сдвинут на несколько метров, чтобы они не мешали пешеходам.
80 специальных фонарей воссоздают по чертежам и фотографиям специалисты музеяОгни Москвы. В новых фонарях будут LED-лампы, которые светят ярче, но потребляют меньше энергии. На картинке справа — фонарь для переулков Тверской, а слева — для самой улицы. Кроме того, на Тверской и нескольких прилегающих к ней улицах будут все те удобства для горожан, которые хорошо зарекомендовали себя на других улицах. Для пассажиров — это новые остановки общественного транспорта: с деревянными сидениями, зарядками и Wi-Fi. Для автомобилистов и таксистов — специальные парковочные карманы с гранитными мощением, которое не будет плавиться в жару в отличие от асфальта. Для пешеходов (особенно для маломобильных граждан) переходы будут сделаны в один уровень с тротуарами. Главная новость для пешеходов — это расширение тротуаров. Достигается оно за счет оптимизации ширины полос движения с нынешних 3,7 метров до 3,25 метров. Если сейчас общая площадь тротуаров — это 35% от всей площади Тверской, то после реконструкции они будут занимать 45%. Также на улице появятся новые остановки (с бесплатным интернетом и зарядкой), уличная мебель (деревянные скамейки), а в перспективе — выделенная полоса для общественного транспорта.
На Тверской установят 80 исторических фонарей, воссозданных по чертежам музея «Огни Москвы»
Копии старинных фонарей будут снабжены энергоэффективными светодиодными лампами, затрачивающими в 8 раз меньше энергии
Что будут делать кроме Тверской?
В концепции предусмотрено обновление Тверской улицы (от Моховой до Пушкинской улиц), а также Газетного и Никитского переулков и нескольких прилегающих территорий, например, площади у Центрального телеграфа.
Газетный переулок
В Газетном переулке сузят проезжую часть, расширят тротуары (и замостят их плиткой), сделают линейную парковку на 52 машины.
Никитский переулок
В Никитском переулке — то же, что и в Газетном. Сузят дорогу, расширят тротуары, поставят новые фонари. Машиномест тут будет немного больше — 71 штука.
На Тверской отремонтируют фасады 14 домов, шесть пешеходных переходов будут приподняты на один уровень с тротуаром, который визуально отделят от дороги технической полосой с указателями и фонарями.
Особенности реконструкции
Важная часть новой Тверской — сочетания двух типов мощения. Сам тротуар вымощен более светлой плиткой. А буферная зона — участок, отделяющий прогулочную зону от дороги — вымощен темной плиткой для создания визуальной границы. Кроме того, в буферной зоне устанавливаются все дорожные знаки, уличные фонари и высаживаются деревья, чтобы не мешать пешеходам. В переулках, примыкающих к Тверской, установят деревянные скамьи. На них комфортно сидеть даже в прохладную погоду.
Саввинское подворье